Техническое задание на разработку сайта – надо ли оно?
Блог

Техническое задание на разработку сайта – надо ли оно?

16 июля, 2020

blog__single

Поговорим о техническом задании на разработку сайта. Надо ли его делать или можно сэкономить? Часто этот момент выпадает из поля зрения предпринимателя, а напрасно. Что такое ТЗ, как его называют, легко понять в реалиях бизнес-терминологии. Перед запуском стартапа предприниматель составляет бизнес-план, где максимально подробно описывает цели, возможности, инструменты, бюджет и другие важные вопросы развития своего дела. То же правило действует в отношении ТЗ на разработку сайта, поскольку интернет-ресурс является не менее эффективным инструментом получения прибыли, чем традиционные менеджмент, маркетинг, реклама, организация продаж.

Что такое ТЗ на разработку, зачем и кому оно нужно

Техническое задание — это документ, в котором рассказывается, какой сайт нужен, как он будет функционировать и что увидит на нем посетитель. Чем подробнее будет ТЗ, тем точнее будет соответствовать вашим представлениям готовый интернет-ресурс. Имейте в виду: все, что не указано в техзадании, остается на усмотрение исполнителя, а это может не соответствовать вашим ожиданиям.

Плюсы наличия технического задания для заказчика

Благодаря правильно составленному ТЗ клиент получает несколько важных преимуществ:

  • чётко формулирует сам для себя то, что он хочет в итоге получить;
  • отчётливо понимает, за что и сколько он платит;
  • определяет составные части сайта, его функции, ключевые страницы;
  • указывает сроки работ;
  • контролирует расходы, например, в виде поэтапной приёмки работы;
  • определяет, как будет выглядеть новый web-ресурс, для кого он предназначается;
  • получает защиту от недобросовестных исполнителей и возможность заменить их без серьёзных проблем.

Плюсы ТЗ для исполнителя

Поскольку люди до сих пор не научились читать мысли, то, чтобы понять друг друга, приходится заранее обо всём договариваться. Фиксация требований и пожеланий заказчика в виде техзадания намного упрощает, а также ускоряет работу над сайтом.

Ещё исполнитель получает такие преимущества:

  • действует по согласованному плану;
  • ясно видит цели, понимает способы действий, а значит может вовремя «подтянуть» необходимые ресурсы.
  • поэтапно сдаёт работы, то есть если что-то пойдет не так, то правки будут внесены быстро, и не придётся переделывать всё заново;
  • оказывается защищённым от изменения желаний и необоснованных претензий клиента.

Практически, техническое задание — это план действий, на который ориентируются Стороны, чтобы получить нужный им результат без лишних трат денег, времени и сил.

Клиент чётко понимает, за что платит исполнителю. Эта ясность невозможна при устных договорённостях. Сегодня он сказал одно, завтра другое, а послезавтра потребует всё переделать заново. Понятно, что ТЗ в какой-то мере дисциплинирует, заставляет следовать букве документа.

Из чего состоит техническое задание

Главное требование к ТЗ — точные и не допускающие двойного толкования формулировки. Заказчик и разработчик должны чётко понимать друг друга. Поэтому слова «качественный», «надёжный», «удобный» в таком документе неуместны. Вместо них должны быть цифры. Например, надёжность измеряется одновременным количеством посетителей, а красота – утверждённым макетом.

Помимо этого, в ТЗ обычно включают:

  1. Общие сведения о цели ресурса, его ЦА, ожидаемом функционале.
  2. Объяснение всех терминов и непонятных слов. Заказчик не обязан знать, что такое футер, хостинг или CMS, это указывается в документе.
  3. Схематическое изображение структуры сайта. Оно показывает, какие страницы надо сделать, сколько их планируется, как они будут связаны. Чаще всего этот раздел выглядит как блок-схема. В его обсуждении должны обязательно участвовать маркетологи и SEO-специалисты. Если их исключить, даже самый замечательный сайт окажется бесполезным.
  4. Прототипы. Если время позволяет, лучше нарисовать для исполнителя эскизы страниц, если такой возможности нет - необходимо описание всех нужных элементов в различных разделах сайта, таких как шапка, контакты, баннеры, кнопка заказа, форма авторизации или обратной связи.
  5. Описание внешнего вида сайта, лучше всего — список цветов, названия шрифтов, цвет ссылок и пр. Для разработки дизайна сайта также можно передать исполнителю ваш логотип и брендбук.
  6. Полное описание всех требуемых инструментов: системы управления контентом («движка»), языка программирования, характеристик хостинга и пр.
  7. Требования к работе интернет-ресурса. Браузеры, в которых сайт будет отображаться, нужен или нет адаптивный дизайн, какая скорость загрузки необходима. Здесь же оговаривается разработка мобильной версии. Если этим пренебречь, то, например, люди, у которых на компьютере стоит Google Chrome, будут видеть сайт корректно, а те, у кого Opera — нет. Или же клиент будет недоволен тем, что сайт плохо выглядит на смартфоне, так как версию для мобильных устройств он просто не заказал.
  8. Систему работы web-ресурса. Разработчикам надо понимать, что будет делать посетитель сайта, какие действия от него ожидаются, как на них будет реагировать сайт.
  9. Кто будет отвечать за наполнение страниц - тексты, видео и пр. Далеко не всегда возможно реализовать разработку и наполнение сайта в одной компании. Чтобы избежать задержек и конфликтов, стоит продумать, кто подготовит статьи, сделает ролики и инфографику, предоставит фотоснимки для сайта, каким всё это будет (например, уникальным или нет). И главное - будет ли наполнением заниматься представитель разработчика, ваш менеджер или человек из третьей компании.
  10. Порядок приёма работ.

Подготовка ТЗ на разработку web-ресурса – важнейшая часть сотрудничества заказчика с исполнителем. Без него вы получите не то, что хотелось, и даже не сможете предъявить претензии. Этот документ защищает ваши права на качественное выполнение заказа и гарантированно подходящий результат.

Оставить заявку: